Социальное волонтерство, технологические разработки и обмен знаниями: как в Украине внедряют новые форматы благотворительности

В поддержку Щедрого вторника команды международного благотворительного фонда Parimatch Foundation и Parimatch Tech провели бесплатную продуктовую конференцию, слушателям которой предложили отправить любое пожертвование на запуск новых групп по инклюзивному футболу для детей с инвалидностью.

По окончании мероприятия было собрано 22 тысячи гривен. Эти деньги помогут детям с инвалидностью развиваться физически и социализироваться на спортивных занятиях. Тренировки будут организованы в рамках программы «Так, я можу!» фонда Parimatch Foundation, который уже запустил инклюзивные тренировки по футболу в Киеве, Харькове, Полтаве, Львове и Луцке.

 

 

Екатерина Белорусская, президент Parimatch Foundation, и Сергей Бережной, CPO Parimatch Tech, делятся опытом внедрения нового для Украины формата благотворительности — добровольного доната за знания, а также размышляют о социальном волонтерстве и перспективах сотрудничества технологической и благотворительной сфер.

 

 

 

— Екатерина, Сергей, расскажите о вашем пути к благотворительности. Когда вы поняли, что хотите помогать другим?

 
Фото: Екатерина Белорусская, президент Parimatch Foundation

Екатерина: Благотворительность всегда была мне близка. Думаю, это от родителей — они всегда помогали и помогают другим, так что я и не знаю, как это — не помочь, если ты в состоянии это сделать.

Я всегда помогала своим близким или просто знакомым, если они попадали в беду, делала пожертвования в благотворительные организации, чьи ценности были мне близки, но это всегда был порыв, а не система.

Работая в международном холдинге, когда я начала погружаться в тему корпоративной социальной ответственности, я поняла, что могу делать больше и очень хочу развиваться в сфере благотворительности. Так я пришла к Parimatch Foundation.

 
                  Фото: Сергей Бережной, CPO Parimatch Tech

Сергей: Я всегда жертвовал и помогал, но от случая к случаю. К систематичности меня подтолкнуло два фактора. Во-первых, это жизнь в Европе. Там люди постоянно участвуют в каких-то благотворительных активностях. Нормальная практика — жертвовать часть своего дохода фонду или организации по умолчанию. Это стало ключевым триггером, который сработал для меня.

Во-вторых, меня зацепила идея профессионального или социального волонтерства, когда ты можешь применить свои навыки, связи, умения для того, чтобы помочь, и это дает суперэффект. Ты развиваешься как профессионал и к тому же приносишь пользу. Такой путь я и выбрал.

— Как родилась идея о совместном проекте к Щедрому вторнику? Кто ее инициатор?

Сергей: Идея родилась спонтанно. К нам на корпоративную почту пришло письмо с предложением о внутреннем благотворительном аукционе, и у меня в голове возникла идея: «Почему делать это только внутри? Давайте соберем конференцию!». Я давно хотел организовать продуктовый ивент, и Щедрый вторник стал замечательным поводом. Я предложил команде Parimatch Foundation реализовать этот проект. Затем я написал в пару чатиков своим друзьям-продактам: «Ребят, а давайте сделаем крутую вещь и для себя, и для детишек». И в течении трех часов мне ответила «да» половина спикеров, а в течение следующих суток согласилась вторая половина. Мой коллега Сергей Ковтун сразу присоединился. Сначала мы хотели не масштабно, в Zoom, но потом PMHUB дали нам площадку. Так все и получилось.

 

Екатерина: Культура благотворительности в Украине только формируется, и Щедрый вторник придуман для того, чтобы поддерживать и развивать ее. Поэтому мы выбрали очень крутой формат в этом году: и собрать деньги на свои проекты, и рассказывать людям в Украине о том, что можно делать благотворительные проекты таким классным комфортным образом для всех. Не просто жертвовать деньги куда-то, а получать за это знания.

— Как вы оцениваете конференцию и ее результаты? Все ли удалось?

Сергей: Я думаю, что все прошло прекрасно: контент получился топовый, продакшн получился топовый. Ивент получился лучше, чем многие платные конференции, в которых приходилось участвовать.

Мы поставили суперамбициозную цель собрать достаточно много денег, и несмотря на то, что сейчас еще доходят деньги, у нас всего 19% от запланированной суммы. Это говорит о том, что привычка пожертвований у нас еще не сформирована. Когда ты приходишь на благотворительную конференцию за границей, все по умолчанию делают пожертвование. Прийти на благотворительную конференцию и не сделать донат — это дурной тон.

Мы будем продолжать, будем воспитывать культуру. Мне кажется, времена меняются, и нам надо тоже переходить на ценности цивилизованного общества. По качеству все супер, с точки зрения результатов сбора денег — еще недостаточно хорошо, но мы будем над этим работать.

Екатерина: Да, мы не собрали ту сумму, которую ставили целью, но в целом, это было ожидаемо. Мы впервые пробуем такой формат, он очень классный, но и непривычный для Украины.

Люди обычно покупают билет на благотворительный концерт или конференцию. Когда же ты даешь людям возможность получить контент и знания бесплатно, и оставляешь пожертвование на их совесть, то получается, что донатят пока только самые сознательные. Я даже задавалась вопросом: а если бы я пришла на такую конференцию, сколько бы я пожертвовала.

 

Тем не менее, мы благодарны и рады такой сумме. Мы также собрали достаточно большую сумму на внутреннем аукционе компании. Можно сказать, что мы откроем одну инклюзивную группу по футболу на те деньги, которые получили от доноров.

 
Фото: Giving Tuesday Product Conf

— В чем вы видите преимущество именно такого формата?

Екатерина: Благотворительность — это всегда пожертвование, ты безвозмездно отдаешь. Но тут получился еще и обмен между самими благотворителями, и мне это безумно нравится. Это не обмен, когда ты продаешь мерч, а более интеллектуальный, полезный всем, все в выигрыше остаются.

Я бы даже сказала, что история с конференцией выходит за пределы сферы благотворительности. С одной стороны, мы собираем пожертвования и развиваем проект фонда, формируем культуру благотворительности в Украине, основанную на доверии, показываем новые форматы. А с другой стороны, это технологическая история, мы бесплатно дали людям знания для профессионального роста.

А еще это классный кейс сотрудничества бизнеса и благотворительности. Этот формат можно делать с абсолютно любым бизнесом. Организации могут не только просить целевые деньги, но и организовывать подобные коллаборации.

— Технологии и благотворительность, на первый взгляд, абсолютно на противоположных полюсах, как рациональность и эмоции. И все же, вы нашли путь их объединить. Расскажите о перспективах такого сотрудничества, что оно дает каждой из этих сфер?

Екатерина: Сейчас технологии есть в любой сфере, потому что без этого уже невозможно жить. За этим будущее, и Украина сейчас развивается в этом плане.

Наш фонд активно использует разные технологии, мы имплементируем их в свою программу. Мы как фонд понимаем, что нам нужны новые цифровые инструменты, и мы над этим работаем: перевели обучение учителей физкультуры на онлайн-платформу, проводим конференции и вебинары онлайн, коммуницируем с участниками программ в социальных сетях, также мы рассматриваем разработку приложений в будущем.

 

Сергей: Мы раньше ходили в банк, чтобы снять деньги, а сейчас все на карточке. Я покупал подарки к Новому году и никуда не ходил, все выбрал в Интернете. Технологии — это часть жизни, благотворительность естественным образом туда перетечет. Их нельзя противопоставлять: как изменился наш лайфстайл вокруг потребления, так и изменится вокруг благотворительности.

Технологии нельзя отделять от эмоций. Технологии — это как сделать умно, эффективно и с большим охватом. Благотворительные истории часто рассматриваются, как реклама в YouTube, которую ты перематываешь. Она чаще всего не вовремя, чаще всего не за этим ты пришел. В целом, люди к этому относятся как к просьбам, а мы хотим вывести это в норму общения, в норму части социальной ответственности. Кто-то в парке убирает, кто-то ОСББ свой улучшает, а кто-то может делать такие вещи.

— Сергей, вы участвовали в разработке белорусского приложения «Автоволонтер». Расскажите, пожалуйста, об этом опыте и его результатах.

Это один из самых значимых социальных проектов, в которых я участвовал. Я был консультантом: помогал ребятам организоваться вокруг этого, настроить продуктовые процессы.

Суть приложения — помочь пациентам хосписа добираться до лечебных процедур. Многим из них сложно пользоваться общественным транспортом, а такси несколько раз в неделю туда и обратно — дорого. У хосписа были волонтеры, которые на своих машинах подвозили пациентов. Проблема была в том, чтобы организовать эту помощь удобным способом и для волонтеров, и для сотрудников хосписа, и, конечно, для пациентов. Поэтому мы разработали приложение, где пациент может оставить заявку на поездку, а свободный волонтер может ее взять и помочь. По отзывам знаю, что это очень классно у них работает вот уже несколько лет.

 

Это опыт, который поменял мое представление о разработке продуктов. Я давно сотрудничаю с компанией IBA Group, я читал для них тренинги, мы дружим на уровне компаний. Я помог ребятам организовать продуктовые процессы на старте, и дальше они все сами. Это их заслуга, очень нишевая, но резонанс, который они создают в благотворительной среде, очень значительный. Ребята создали крутой продукт и готовы его масштабировать. Если какая-то из организаций хочет это делать в других странах, то решение легко переносится на любые другие локации. При этом нужно понимать, что сбор и коммуникация с волонтерами все равно останется на людях на местах.

 
Фото: Giving Tuesday Product Conf

— Екатерина, вы недавно были в жюри на хакатоне Universal Sport Gaming, где также была благотворительная инициатива. Расскажите, пожалуйста, об этом.

На этом хакатоне было несколько челленджей от бизнеса и благотворительный — от нашего фонда. Мы предложили желающим поработать над приложением для онлайн-уроков физкультуры. Найти инструмент, который сделал бы дистанционный урок физкультуры интересным для детей, а также позволил учителю измерять прогресс ребенка.

Я волновалась, выберут ли наш челлендж участники. Мне казалось, что на такие хакатоны люди приходят разрабатывать коммерческие проекты, которые потом можно монетизировать.

Нашу идею взяло в разработку девять команд! Это еще раз показало, что людям интересно генерить идеи в социальной сфере, для общественной пользы. Приз мы дали самому продуманному проекту, с другими участниками поддерживаем коммуникацию и готовы сотрудничать, если они доработают идеи.

— Кто должен стать инициатором таких коллабораций?

Сергей: Если мы будем сидеть и ждать инициатив от государства и больших фондов, то ничего не поменяется. Культура — в тебе самом. Так родилась идея с конференцией, мы будем их продолжать, что-то дальше придумывать вокруг этого. Надеюсь, эту инициативу подхватят другие и будут дальше развивать. Крупных фондов не хватит на всех.

 

Под Новый год огромное количество компаний собирает подарки для детских домов, а потом еще на год забывают. Задайте вопрос себе: а что делать остальные 11 месяцев? Как я могу проявить свою социальную ответственность?

Екатерина: Здесь кто угодно может выступить инициатором: и бизнес, и благотворительные организации, и группа волонтеров. Фондам не обязательно идти к бизнесу и просить просто деньги на свою программу. Можно предлагать более интересные кейсы, которые и компании будут интересны. Разрабатывая такие предложения, мы повышаем культуру благотворительности и открываем для этой сферы новые перспективы.